Йожык вне тумана (youzhick) wrote,
Йожык вне тумана
youzhick

Про цвета и лампочки

Недавно читал во френдленте про горе-полиграфиста, который, выбирая себе монитор, ходил по торговым салонам с веером пантонов и прикладывал его к экранам, сокрушаясь по поводу несовпадения цветов. Бесперспективность такого занятия, как выяснилось из впадания консультантов в ступор, понятна далеко не всем. Попробуем ситуацию прояснить.



Почему же бесполезно сравнивать цвет на экране с цветом на бумаге? В полностью контролируемых условиях - нипочему; сравнивать можно и зачастую нужно. Однако, "полностью контролируемые условия" - это явно не про торговые салоны.

Сейчас мы не будем останавливаться на мелких вопросах, которые, чисто теоретически, можно было бы решить: с картинкой чего, собственно, сравнивать бумажный образец? В чем ее смотреть? Как быть с калибровкой? (Допустим, монитор уже откалиброван, на комп залиты картинки цветовых справочников и установлен просмотрщик с CMS.)
Вместо этого сосредоточимся на главной проблеме: освещении.


Вообще-то, любые оценки цвета "на глаз" нужно делать в специально оборудованном помещении с подобранным освещением и нейтральными стенами. Однако, от людей, привыкших работать только с отпечатками, можно иногда услышать такую мысль: дескать, искажения-то, вносимые неправильным светом, будут одинаково искажать все образцы, так что, сравнивать одно с другим вполне можно. Мысль понятная, но в корне ошибочная. Прежде всего, крест на затее ставит такое явление как метамерия, которая только усугубляется спектром люминесцентных ламп, устанавливаемыми обычно в офисах и салонах.

Кроме того - что еще важнее - сравнение монитора с отпечатком кардинально отличается от сравнения двух отпечатков. Бумажный образец лишь фильтрует и частично отражает падающий на него свет, и восприятие его цвета полностью зависит от освещения. Монитор же сам излучает свет и его восприятие от освещения зависит гораздо меньше: в основном, косвенно, через общую адаптацию зрения и через блики.

Иными словами, сравнивать монитор с отпечатком в условиях "какого-то", не подобранного специально для такой задачи освещения - это то же самое, что сравнивать Карузо с Шаляпиным, ориентируясь на то, как их напел Рабинович.

Проиллюстрируем это веселое занятие. Сфотографируем книгу при ровном дневном свете, выставив баланс белого по нейтрали, и воспроизведем ее на калиброванном мониторе в условиях работающей CMS. Теперь поставим рядом с монитором ту же самую книгу и пофотографируем их вместе при разном освещении. Вот что из этого получится (слева реальная книга - справа ее фотография на мониторе).

При выставлении ББ по реальному белому листу рядом с монитором:




При выставлении ББ по фотографии белого листа на мониторе (примерно; насколько это возможно при фотографировании монитора):



Иллюстрации, думаю, проблему более чем раскрывают.
Эти примеры для удобства сравнения приведены к некоторым "общим знаменателям" ББ. В реальности зрение человека не будет адаптироваться по специально приставленному белому листу, и ощущаемый разброс цветов получится еще сильнее.

В заключение напомню, что освещение определяет не только хроматическая составляющая, но и яркость, а уж при сравнении яркости различие излучающего монитора и отражающего отпечатка встает в полный рост, пробивая потолки. Два примера ниже сняты при освещении одной и той же лампочкой и отличаются лишь тем, как далеко она отнесена:




Вот такие дела. Любите Карузо, уважайте Шаляпина, и черт с ним, с Рабиновичем :)
Tags: Заметки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments