Йожык вне тумана (youzhick) wrote,
Йожык вне тумана
youzhick

Categories:

Космическая одиссея 11010010 или завтрашний космос во вчерашнем кино, Часть 1

        Не знаю, как вы, а я при просмотре космической фантастики всегда с интересом разглядываю пульты управления кораблями, компьютерные терминалы и разные гаджеты. Особенно занятно бывает рассмотрение техники в контексте возраста фильма; и чем фильм старше - тем интереснее: "О, а ведь как угадали с развитием техники!". Или наоборот: "Вот же лопухи, дисковый телефон в 23 век запихнули". Давно хотел попробовать поосновательней сравнить эволюцию космической (и) компьютерной техники в кино и в жизни, да руки не доходили. А тут вот на днях дошли...



        К сожалению, ЖЖ не пропускает всю статью в один пост, так что придется разбить ее на две части. В данном посте будет часть 1, а в следующем расположится Часть 2.

Итак. In the galaxy far far away...

        Если ограничиться фильмами, более-менее серьезно демонстрирующими технику покорителей космоса, то первый взгляд на историю стоит бросать где-то в начале второй половины прошлого века. Это было время, когда человек еще не вышел в космос сам и не успел запустить туда даже какой-нибудь внятной железки, а компьютеры только начинали понимать, чем они отличаются от арифмометров.
        Только недавно, в 1941 появился первый программируемый компьютер, Mark-1, ввод и вывод с которого производился посредством такого вот терминала:



        Самым распространенным средством взаимодействия с компьютером был телетайп, и лишь самые новые разработки включали в себя дисплеи на ЭЛТ. Например, если взглянуть на последнюю новинку первой половины века, разработанный в 1949 ЭВМ EDSAC...



... то в дальнем углу можно заметить неприметную тройку кружочков. Это хайтек из хайтеков: аж три дисплея:



        О мощности же компьютеров того времени можно судить по одному факту: первый алгоритм игры в шахматы, написанный Аланом Тьюрингом в 1948 году, проверять пришлось, рассчитывая все ходы на бумаге, т.к. достаточно мощного компьютера еще не существовало.
        В общем, с компьютерами первой половины XX века понятно. В космос же, как уже упоминалось, ничто человеческое еще не летало, и лучшим приближением пульта звездолета можно было считать панель управления современного самолета. Например, выпущенного в 1950 году Canadair Sabre - канадской вариации американского F-86:



        Вот на таком историческом фоне в 1951 году появился первый, наверное, значимый и вменяемый фильм с участием космических кораблей - "День, когда остановилась Земля". Внутренности корабля пришельца показаны очень вскользь, но основной терминал рассмотреть можно неплохо:



        Впрочем, рассмотреть-то можно, а понятного мало - на то он и инопланетный корабль. Какой-то здоровый экран - круглый, наподобие старых ЭЛТ , но явно не ЭЛТ. Какие-то пульсирующие круглые индикаторы по бокам, непонятного назначения "пробирки" и две клавиатуры - управляемые бесконтактно, но все равно снабженные огромными рельефными кнопками. Кстати, на корабле вообще все управляется бесконтактно - поднесением руки и жестами. Простенько и со вкусом - даже сейчас смотрится вполне по-инопланетному.
        Фильм имел успех, а технологии, тем временем, продолжали развиваться. Знаковое событие произошло в 1952, когда для упоминавшегося уже компьютера EDSAC была написана программа "OXO" - "Крестики-нолики". Это была первая компьютерная игра, и само ее существование означало, что компьютерам не вечно быть служить чисто утилитарным целям. Но это позже. А пока, все тот же 1952 год ознаменовался выпуском первого коммерческого компьютера, IBM 701. Сам компьютер, как водится, представлял собой комнату с ящиками:



И его консоль оператора выглядела соответствующе:



        Кроме того - хотя они и не получили поначалу широкого распространения в компьютерной технике - появляются цветные дисплеи. В 1954 в продажу выходит первый цветной телевизор Westinghouse H840CK15:



        На экраны же рвется новый герой - хит 1956 года, "Запретная планета". На технические приспособления создатели не скупились, и с учетом возраста фильм - настоящая находка для нашей темы. Летающая тарелка землян напичкана сверхсовременным оборудованием:



         Видно что-то вроде осциллографа, куча рычажков и смешные циферблаты с пластмассовыми колесиками десятичных разрядов. Рабочее место навигатора дополнительно снабжено хитрой плексигласовой конструкцией с макетом корабля в центре:



        Кроме чего-то осциллографообразного никакой экранной информации нет, но на стене красуется последний писк хайтека - цветной дисплей обозрения:



        Занятно также выглядит робот Робби: с кучей крутящихся деталек на и в голове. Когда робот задумывается, на месте его физиономии открываются и закрываются шесть клапанов.



        Сокровища погибшей цивилизации выглядят удивительно современно. Рабочий стол с поверхностью-дисплеем:



        Вылитый Microsoft Surface, хотя, до выхода последнего еще полвека. Правда, управляется сей инопланетный стол-планшет не пальцами, а колесиками сбоку.
        Другой способ взаимодействия с инопланетной машиной - нейрокомпьютерный интерфейс:



        В общем-то, с поправкой на дизайн, реально выпускаемые через полвека НКИ (например, Emotiv EPOC) примерно так и выглядят.
        Напомню, все это было еще до начала реальной космической эры. Полеты к другим планетам воспринимались как штука притягательная, но от жизни далекая. Забавно, что во вступлении к "Запретной планете" зрителям рассказывают, как развивались технологии землян: к концу XXI века они высадились на Луне... Кто бы знал, что до настоящей высадки оставалось всего 13 лет.
        Тем временем, космос и правда входит в жизнь человечества. В 1957 на орбиту Земли выходит Спутник-1, в 1960 с нее гавкают Белка и Стрелка, а в 1961 свой исторический виток вокруг планеты совершает Гагарин. В 1961 и 1962 стартуют первые космические аппараты, направленные к другим планетам: Венера-1 и Марс-1. Последние два, впрочем, потерялись в глубинах космоса, не выполнив задач, но свою лепту в повышение общественного энтузиазма внести успели.
        Нас же в данном контексте интересует тов. Гагарин. Вот так выглядел его "Восток" с точки зрения пилота:



        Центральный элемент крупнее:



        Не знаю, кому как, а мне этот глобус усиленно напоминает навигаторский пульт из "Запретной планеты".
        А вот на месяц опоздавший на роль первого пилотируемого "Меркурий", американский первенец в космосе:



        В 1965 в Леонов совершает выход в открытый космос с "Восхода-2", чем окончательно подтверждает, что человек прочно обосновался на орбите. Пульт управления "Восхода" я не нашел, но подозреваю, что технологически он мало отличался от востоковского.
        Тем временем, компьютерные технологии на Земле тоже рванули вперед - и не только в вычислительном, но и в интерфейсном смысле. Появляется первый язык программирования высокого уровня, FORTRAN (1957), для компьютеров начинают писать различные игры, в т.ч. и космические. Один из первых представителей - "Spacewar!" (1962), работавший на компьютере PDP-1:



        Через 9 лет эта же игрушка была реализована в первом аркадном игровом автомате.
        В 1964-1965 году сотрудники Augmentation Research Center (ARC), активно исследовавшие вопросы взаимодействия пользователя и компьютера, экспериментируют с кучей устройств ввода/вывода и приходят в результате к такой вот конфигурации терминала:



        Слева от клавиатуры видна дополнительная панель с цифровыми клавишами - для быстрого ввода кодов команд. В современных клавиатурах она преобразовалась в NumPad. Справа же мы видим... да, именно мышь. Первая компьютерная мышь имела одну кнопку и деревянный корпус:



        Впрочем, на тот момент разработки ARC не выходили еще за стены лабораторий, и едва ли о них знал Джин Родденберри, запуская в 1966 году сериал "Звездный путь" (Star Trek).
        Сам сериал стал культовым, а продемонстрированные в нем технические средства до сих по остаются хрестоматийным примером удачных предсказаний. Но вернемся к нашим компьютерам и пультам. Панели управления "Энтерпрайза" состоят в основном из экранов и лампочек с очень небольшим добавлением переключателей.



        Забавно, что в своей любви к лампочкам дизайнеры пультов пожертвовали даже дисплеями: большая часть экранов занята по сути теми же лампочками.



        А что вы хотели? Внятного понимания, зачем нужен экран, в обществе еще не было. Ну, справочная информация, ну график-другой, ну вид с камеры, а дальше? Оконный интерфейс в массы еще не пошел. Но уже было понимание, что экраны - это круто, и их должно быть много.



        Меж тем, многие детали в сериале действительно поражают современностью. Герои общаются по мобильникам-раскладушкам и регулярно сверяются с чем-то вроде планшетников:



        Особого внимания заслуживают постоянно таскаемые при исследовании планет портативные компьютеры, выполняющие кучу функций, включая агрегацию данных с целой россыпи беспроводных датчиков - "трикодеры". Хотя, мне так и не удалось поймать кадр со включенным экраном трикодера, даже так видно, что девайс не по годам продвинут:



        Нельзя не отметить также роль компьютера в работе корабля. Если в "Запретной планете" вся бортовая электроника носила характер измерительной или рулевой аппаратуры, то в "Звездном пути" компьютер - это уже полноценная разумная сущность, причем, главная на корабле; разве что, безвольная. Компьютер отвечает на вопросы, делает логические заключения, дает советы. Перехват управления компьютером позволяет злоумышленникам полностью контролировать корабль, не захватывая мостик.
        Забавно, что при всех этих технических новинках, и том факте, что герои чуть ли не в каждой серии высаживаются на новую планету, на "Энтерпрайзе", похоже, в принципе не водится скафандров. Единственный раз за все 70 с лишним серии нам показывают какой-то странный негерметичный костюм химзащиты, и несколько раз - кислородные маски или респираторы. Остальное время десант разгуливает по неведомым мирам в той же униформе, которую носит на корабле. Но это мы замнем: если рассуждать еще и об одежде - пост вообще никогда не кончится. А к "Энтерпрайзу" мы вернемся еще не раз: фильмы и сериалы о нем выходят с тех пор с завидной регулярностью и являют собой неплохой индикатор прогресса медиа-представлений о космосе.
        В реальном же мире в 1967 году начинают летать корабли серии "Союз", и первая итерация их приборных панелей выглядела так:



        Победнее "Энтерпрайза", да. Зато с глобусом :)
        В 1968 году, к третьему сезону "Звездного пути" на экраны выходит еще один идол научной фантастики - "2001: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика. Кубрик упивается технологиями, многие довольно длительные сцены содержат исключительно любование техникой; "до чего дошел прогресс". А прогресс действительно дошел. Планшетники уже выглядят вполне по-современному, и герои проводят с их помощью видеоконференции:



        "Одиссея" еще дальше развивает концепцию компьютера-хозяина корабля. Это уже не просто смышленая машина: компьютер обладает волей - пусть и тоже отчасти запрограммированной - и может сам захватить контроль над кораблем. В свободную же минуту экипаж коротает с ним время за игрой в шахматы. В "Звездном пути", играя с компьютером в трехмерные шахматы, Спок сам переставлял за него фигуры, в "Одиссее" же игра ведется уже полностью в виртуальном пространстве. Шахматы, правда, обычные.



        Кстати, в реальном мире компьютер полноценно научился играть в шахматы еще в 1957.
        Внешний вид бортовых панелей управления отчасти схож с таковым в "Звездном пути": преобладают лампочки и дисплеи, но дисплеев стало больше, а лампочки обзавелись надписями и, возможно, в большинстве своем являются кнопками. Информация на дисплеях, пожалуй, тоже стала поразнообразней.



        Бросается в глаза изобилие острых углов и строгая квадратность большинства дисплеев. Последнее занятно, но неудивительно: все реальные дисплеи, которые мы видели выше (кроме телевизионного, разве что) тоже имели форму, инвариантную относительно поворота на Пи/2: круг или квадрат.





        А неугомонные ребята из ARC под руководством Дугласа Энгельбарта продолжают работу. Почти одновременно с выходом "Одиссеи", в том же 1968, они представляют NLS (oN-Line System). Совершенно революционная по тем временам оболочка вводила понятие оконного интерфейса и гиперссылок, поддерживала работу с мышью, позволяла проводить презентации и групповые видеоконференции, имела текстовый редактор и предоставляла совместный доступ к файлам. Работало это чудо вот с таким терминалом (слева - опять внешний вариант NumPad'а):



        Непосредственно на презентации NLS использовалась специально "упакованная" в стол клавиатура и огромный экран с проектором, что, впрочем, не меняет сути:



        Еще через год, в 1969, мировой космоэнтузиазм получает почти такой же заряд бодрости, как после полета Гагарина: Аполлон-11 совершает посадку на Луну. Фотографии внутренностей именно 11-го Аполлона, к сожалению, достаточно низкого качества:



        Зато в избытке изображений Аполлона-17, последнего, высадившего людей на Луну в 1972. Есть подозрение, что панели отличались не слишком сильно:






        Сайт NASA обобщенно показывает панель "корабля программы Аполлон" таким:



        Обращает на себя внимание огромное количество тумблеров. В кино-то их все меньше и меньше.
        В 1970 появляется первый персональный компьютер, DataPoint 2200. Формально он считался "программируемым терминалом" для мейнфреймов, однако, вскоре выяснилось, что его "программируемости" и самой по себе вполне достаточно для выполнения большинства решаемых пользователями задач, и терминал стал продаваться как самостоятельный компьютер:



        1971 год, на орбите первая долговременная станция - Салют-1. Приборов с самой станции найти не удалось, а стыковались с ней все те же "Союзы":



        Еще одна веха в истории взаимодействия человека и компьютера: в 1972 на свет появляется первый сенсорный экран в составе терминала PLATO IV:



        Советское кино тоже не забывало о космосе: в 1972 выходит главный НФ-фильм советского кино: "Солярис" Тарковского. Однако, Тарковский - не Кубрик, и техника его интересует в последнюю очередь. Стены коридоров научной станции на орбите Соляриса покрыты однотипными элементами из лампочек и тумблеров:





        Полки комнат заставлены осциллографами, взятыми из соседнего НИИ:



        В нескольких сценах (в разных местах, кстати) встречается еще один столообразный пульт, но близко рассмотреть его зрителям не дают:



        Поразнообразнее дела обстоят в "Москве-Кассиопее" 1973 года:



        Схематическое изображение корабля живо напоминает панель из "Звездного пути". В наличии также телевизоры, куча мелких кнопочек-лампочек, несколько приборов непонятного типа и большие плоские тачскрины. Интересно, что огромные плоские цветные экраны соседствуют с такими же огромными выгнутыми монохромными ЭЛТ-дисплеями.
        С GUI особо не заморачивались. Это, кстати, даже не дисплей, а какой-то комбинированный элемент - отдельные лампочки и непрерывная шкала:



        Теперь мы знаем, с чего рисовали GUI в "Матрице":



        Не уверен, что имели в виду авторы этого экрана, но вдохновлялись они, вероятно, перфокартами:



        На западе в том же 1973 появляется Xerox Alto, вводящий в обиход понятие "рабочего стола" на экране и окончательно формирующий современное представление персонального компьютера с графической оболочкой:



        Интересна портретная ориентация монитора Alto: случай в мировой истории, конечно, не единственный, но для настольного терминала довольно редкий.
        После нескольких лет затишья по нашей теме, в 1977, рынок взрывает Apple II. Не принося с собой каких-то технологических чудес, Apple II был первым компьютером, производившимся для массового пользователя. В массы он и пошел, надолго определив, как в умах людей выглядит "персональный компьютер", да и вообще "компьютер":



        Тот же 1977 год, главная космическая опера мирового кино: "Звездные войны". Начинаются ЗВ сразу с 4-го эпизода. Панели на мостике Звезды Смерти технологически близки к аполлоновским - только светящихся элементов больше. Дисплеев почти нет.





        Внутренности "Сокола" тоже наводят на мысли о лунной программе:



        Интересно, что, хотя к выходу "Звездных войн" в военной авиации вовсю уже использовались индикаторы на лобовом стекле (ИЛС, они же Head-Up Displays, HUD), у Лукаса пилоты истребителей получают навигационную информацию от компьютера лишь на дополнительном экране:



        Вышедшее годом позже, в 1978, польско-советское "Дознание пилота Пиркса" тяготеет к более строгой версии лампочно-кнопочных панелей "Звездного пути".



        Как и в "Звездных войнах", количество экранов уменьшилось; причем, в большинстве случаев они еще и выключены.



        По нынешним временам особенно умиляет ламповый циферблат:



        Такое впечатление, что с развитием космонавтики и компьютерной техники представление о них в кино - и на западе, и на востоке - стало более "приземленным". Фантазия перестала залетать в область невиданных устройств и сосредоточилась на компоновке существующих - причем, не самых передовых.

Конец первой части.
Часть 2
Tags: fyi, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →